Информационно телекоммуникационная сеть как объект права. Субъекты информационно-телекоммуникационной сети. Крупные компании, поставляющие и обслуживающие телекоммуникационные системы РФ

Информационно телекоммуникационная сеть как объект права. Субъекты информационно-телекоммуникационной сети. Крупные компании, поставляющие и обслуживающие телекоммуникационные системы РФ

Информационно-телекоммуникационная сеть - это совокупность методов и технологий, используемых для получения необходимой информации, которая способна обеспечить деятельность фирмы, а также удовлетворить личные потребности пользователей. Важно понимать, что качественные характеристики полученной информации, то есть ее достоверность, объем, актуальность и прочие характеристики, часто зависят от владельца информационной продукции, а не от компьютерной сети.

Информация и пользователи

Информационно-телекоммуникационная сеть - это совокупность ресурсов, перед которыми встает одна важная проблема - информационное наполнение. Развитие мировой инфраструктуры делает ее все более актуальной, ведь множество подсетей и совокупностей данных делают процесс обслуживания каждого пользователя сильно усложненным. Использование информационно-телекоммуникационных сетей требует высокого качества информации, которая в них поставляется, а также высококлассного комплексного обслуживания пользователей, качественного оборудования. Важный момент касается и поисковых систем, которые часто не соответствуют заявленным в рекламе возможностям.

Практика показывает, что даже подготовленные пользователи не способны в полной мере оценить параметры представленных систем. Довольно часто те системы, которые стали известны благодаря рекламе, на самом деле оказываются не настолько эффективными, так как в этих случаях основная часть усилий производителей направлена именно на рекламное продвижение, а проблемы качества поставляемого софта переходят на второй план.

Виды информационно-телекоммуникационных сетей

Существует два отдельных класса телекоммуникационных сетей: универсальные и специализированные. Характеристиками универсальных систем является высокая стоимость при широком охвате. В специализированных системах отсутствует вся возможная информация, поэтому и их стоимость ниже. Важно понимать, что количество документов, внесенное в рекламные проспекты, не всегда служит признаком полноты и преимуществом приобретаемой системы. Довольно часто полные тексты документов заменены на краткие библиотечные карточки. Если создается информационно-телекоммуникационная сеть - это вызывает необходимость в привлечении определенных фондов. При этом выбирается фирма-поставщик продукции, предлагающая: наиболее удобные условия для платежей, низкую стоимость, технологию для обновления, систему обслуживания по гарантии, документы, которые свидетельствуют о возможности осуществлять продажу.

Зарубежные телекоммуникационные сети

Использование информационно-телекоммуникационных сетей предполагает наличие нескольких разных типов, которые стали прародителями одной единой. То есть предполагает определенный эволюционный процесс, результатом которого стало появление известного всему миру интернета.

ARPANET - являлась на протяжении 15 лет наиболее развитой глобальной сетью, связывающей компьютеры. На данный момент она представляет собой одну из крупнейших подсетей интернета. Основной ориентир этого комплекса взят на задачи, связанные с исследовательской деятельностью.

INTERNET

INTERNET - это наиболее крупная информационно-телекоммуникационная сеть. Определение ее как глобальной связано с тем, что она охватывает каждый уголок земного шара. В качестве пользователей тут насчитывается более 30 миллионов человек, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Здесь на данный момент представлены все услуги, которые характерны для информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Национальным научным фондом США осуществляется поддержка и финансирование большей части сети интернет, которая ориентирована на решение образовательных и исследовательских задач. Для этих целей тут представлено несколько специализированных подсетей:

NSFnet характеризуется иерархической структурой и концентрацией вокруг крупных университетских центров в Соединенных Штатах Америки;

Milnet - сеть, принадлежащая министерству обороны США;

NASA Science Internet (NSI) − данная информационно-телекоммуникационная сеть - это совокупность из нескольких компьютерных сетей, занятых космическими исследованиями, физикой космоса, а также иными направлениями научного характера, которые объединены в общую глобальную интерсеть.

BITNET

BITNET, как и интернет, это одна из наиболее старых сетей глобального характера. Тут предоставляется сетевой доступ к научно-исследовательского характера. У Bitnet имеется несколько региональных частей:

Центральная и Западная Европа - EARN; сюда включены компьютеры исследовательских центров Англии, Франции, Германии, Италии и прочих государств;

Канада - NetNorth.

EVnet представляет собой наиболее крупную в Европе, которая была запущена в 1982 году. Данная информационно-телекоммуникационная сеть - это разветвленная структура, которая имеет региональные представительства во всех странах Европы, а также в Прибалтике и России.

Fidonet - молодежная сеть для неформального общения.

Российские телекоммуникационные сети

Использование информационно-телекоммуникационных сетей происходит повсеместно, и в России они формировались на базе отраслевых сетей. Не так давно их задачей было формирование баз данных и электронных коммуникаций для обеспечения доступа к ним. Поэтому эти две области информационной деятельности на российской территории и сейчас практически не разграничены. На данный момент имеются три закрытые системы, которые стали основными: сеть Администрации Президента, ставшая объединением субъектов РФ, всех органов и министерств законодательной и исполнительной власти; сеть «Атлас» - совокупность банковской сети и органов госвласти; сеть PIENet НИЦ «Контур» ФАПСИ. Все эти сети предназначены для специальных нужд и не доступны обычным пользователям.

Отраслевые сети

Когда в 90-х годах прошлого века на территории бывшего СССР произошел распад старой системы экономического управления, многие предприятия столкнулись с тем, что им не хватало информации делового характера. Именно на это время приходится расцвет бизнеса в сфере информационно-посреднических услуг. Распад привычной системы дал толчок для привлечения финансовых ресурсов и формирования коммерческой инфраструктуры информационного характера. Именно тогда многие отраслевые сети послужили основой для формирования коммерческих организаций, обеспечивающих телекоммуникационные услуги.

Основа для развития бизнеса

В тот момент многие фирмы из-за рубежа включились в российский рынок с целью сформировать такой инструмент развития, как информационно-телекоммуникационная сеть. Понятие о том, как это должно работать, у зарубежных представителей было, ведь там уже долгие годы вполне успешно функционирует много сетей и подсетей. Именно тогда сформировались специализированные системы, призванные обеспечить выход на международный уровень: Sprint, BizLink, Infonet, PIENet, GTS interlinc, Инфотел. Их создавали силами на базе зарубежной техники и технологий. Теперь они стали частью информационно-телекоммуникационной сети интернет.

Развитие телекоммуникаций и сетей

На данный момент развитие отрасли во всем мире осуществляется стремительными темпами. Если говорить о соответствии законодательству, то информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для трансляции информации по линиям связи. Доступ к информации может осуществляться исключительно при условии использования средств вычислительной техники. Передача данных посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет производится без ограничений при условии, что требования федеральных законов к распространению информации и охране интеллектуальной собственности соблюдаются неукоснительно. На данный момент многие компании, как в России, так и по всему миру, занимаются развитием сетей мирового, федерального, регионального, корпоративного назначения, а также поставляют предприятиям-участникам сетей высококачественное технологичное оборудование, произведенное в полном соответствии со стандартами телевидения и связи.

С точки зрения информатики вычислительная сеть как прообраз информационно-телекоммуникационной сети представляет собой единый комплекс, включающий территориально распределенную систему ЭВМ и их терминалов, объединенных в единую систему средствами связи с использованием коммутационного оборудования, программного обеспечения и протоколов для передачи (получения) сведения, а также решения информационных, управленческих, вычислительных и/или других задач (34, 464).

В приведенной дефиниции можно выделить следующие признаки вычислительной сети, каждый из них характеризует одну из важных сторон вычислительной сети:

  • 1) функциональное предназначение любой вычислительной сети связано с передачей и получением сведений;
  • 2) сеть представляет собой систему вычислительных средств (терминалов), с помощью которых производится обработка информации и подготовка ее к передаче пользователю;
  • 3) передача сообщений и сведений (информации) обеспечивается коммутационным оборудованием, программным обеспечением и технологическими протоколами (совокупностью правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между пользователями).

Постепенно информационные, технические, технологические и коммутационные свойства сети эволюционировали в более компактное наименование и преобразовали его в понятие "информационно-телекоммуникационная сеть".

Выделенные черты и признаки были использованы законодателем при формулировании определения понятия, содержащегося в ст. 2 Закона "Об информации", в соответствии с которым информационно-телекоммуникационная сеть определяется как технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Первым признаком рассматриваемого понятия является высокотехнологичное свойство информационно-телекоммуникационной сети. Законодатель выделил технологичный характер сети и одновременно подчеркнул, что эта система состоит из включенных в ее состав элементов: вычислительных и программных средств, технических каналов телефонной связи и подсистему доступа к ним (коммутационного оборудования).

Следовательно, в состав информационно-телекоммуникационной сети обязательно должно входить три элемента:

  • вычислительная техника, т.е. компьютеры;
  • телефонные каналы связи;
  • система доступа к каналам связи (коммутационное оборудование и регламенты их использования).

Система доступа определяется соответствующими условиями (возможностью) получения информации или ознакомления с нею. Такие условия определяются режимом доступа или совокупностью условий организационного, правового и технического характера. В их состав могут включаться применительно к конкретным условиям функционирования информационно-телекоммуникационной сети различные правила и действия, направленные на возможность ознакомления, передачи и получения информации, в т. ч. действия по использованию технических средств. Такие правила и действия могут быть направлены, напротив, на защиту информации в сети, т.е. воспрепятствование доступа или получения информации. Иными словами, доступ - это всегда совокупность программно-аппаратных средств, коммутационного оборудования, а также правил и действий (мероприятий), определяющих возможности пользователя сети, т.е. юридически установленный состав, имеющий важное правовое значение.

Приказами Минкомсвязи России устанавливаются правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным сетям. Например, приказом Минкомсвязи России от 11.12.2006 № 166 утверждены Правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, которые содержат требования к средствам связи, используемым для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений (53).

Названные правила дают определение понятия "средства связи" - технические и программные средства, включающие любое из перечисленных технических средств (ТС) либо их комбинацию (два и более):

  • обмена электронными сообщениями, в т.ч. электронной почты, передачи голосовой информации электронной почтой, коротких текстовых сообщений, мультимедийных сообщений;
  • информационные ТС в части доменных имен, доступа к информационным ресурсам, управления;
  • удаленного доступа;
  • аутентификации и идентификации;
  • передачи факсимильных сообщений.

Названные средства связи подлежат обязательному декларированию (сертификации) соответствия стандартным требованиям. При этом устанавливаются соответствующие требования к каждому из вышеназванных технических средств.

Отдельными нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ устанавливаются особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям.

Например, постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям" (54) или Указом Президента РФ от 17.03.2008 № 351 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена" (55).

Информационно-телекоммуникационные сети могут быть:

  • локальными (в одном здании какой-либо организации);
  • ведомственными, охватывающими пользователей одного ведомства или корпорации;
  • региональными, объединяющими пользователей городов, областей и других территориальных единиц);
  • специального назначения (например, защищенная сеть ГАС "Правосудие" и ГАС "Выборы");
  • глобальными (Интернет).

Законодательством РФ определен круг субъектов информационно-телекоммуникационной сети (участников правоотношений, возникающих по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети): владелец сайта в сети «Интернет», обладатель информационного ресурса в сети «Интернет», организатор распространения информации в сети «Интернет», блогер, оператор поисковой системы, оператор связи, провайдер хостинга, правообладатель и пользователь. Их можно отнести к специальным субъектам применительно к правоотношениям в сети «Интернет» как разновидности информационной системы.

Названные субъекты в зависимости от функциональных признаков относятся к разновидностям трех типов субъектов информационного права (обладателям, информационным посредникам и пользователям).

1. Обладатели как субъекты правоотношений, возникающих по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети. К ним относятся обладатель информации, владелец информационного ресурса, владелец сайта и блогер. Всем им присущ общий признак - самостоятельность в решении вопросов о создании информации, ее распространении и ограничении доступе к информации.

Например, Закон «Об информации» определяет обладателя информации как «лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам».

В отдельных статьях Закона «Об информации» (ст. ст. 15.2, 15.3, 15.7 и др.) обладатель информации имеет другое наименование (владелец информационного ресурса), которое по своему содержанию не совсем совпадает с понятием «обладатель информации». К составу информационного ресурса владельца информационного ресурса могут относиться не только сведения, но и технологические (программные) средства, обеспечивающие функционирование сайта (страницы) в сети «Интернет», а также сетевой адрес, доменное имя, указатель страниц сайта в сети «Интернет» (например, п.10 ст.15.5 Закона «Об информации»).

К обладателям относится владелец сайта, определяемый в Законе «Об информации» как «лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте». Здесь также подчеркивается признак «по своему усмотрению» - самостоятельность в действиях владельца сайта по реализации своего интереса, т.е. в определении порядка размещения информации и условий ограничения доступа к информации.

В соответствии со ст. 10.2 Закона «Об информации» к субъектам информационно-телекоммуникационной сети относится блогер - владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет». Кроме признака самостоятельности, в том числе возможности ограничивать доступ к информации, блогер наделен дополнительным признаком распространителя массовой информации, т.е. характерной чертой активных действий, направленных на получение информации не просто неопределенным кругом лиц, а более трем тысячам пользователей

сети «Интернет» в течение суток. Названный количественный критерий ярко свидетельствует о целенаправленности блогера на массовую аудиторию. Поэтому характерные признаки блогера подчеркивают его место в составе субъектов информационного права как специального субъекта распространения информации в сети «Интернет».

На блогера как распространителя информации в сети «Интернет» возлагаются особые обязанности по соблюдению законодательства РФ о запретах и ограничениях в информационной сфере.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 10.2 Закона «Об информации» к ним относятся следующие обязанности.

  • 1) Не допускать использование сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях:
    • ? совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
    • ? распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;
    • ? распространения информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства.
  • 2) Соблюдать :

я запреты и ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о референдуме и законодательством Российской Федерации о выборах;

  • ? требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;
  • ? права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
  • 3) Проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию.

Кроме того, п. 2 названной статьи при размещении информации на сайте или странице сайта в сети «Интернет» установлен запрет:

  • 1) использования сайта или страницы сайта в сети «Интернет» в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;
  • 2) распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
  • 2. Информационные посредники как субъекты правоотношений,

возникающие по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети. К ним относятся оператор связи, провайдер хостинга, организатор распространения информации в сети «Интернет», оператор поисковой системы.

В соответствии с Законом о связи оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Деятельность оператора связи связана с приемом, обработкой, хранением, передачей, доставкой сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Посредническая роль оператора связи заключается в соединении абонентов посредством передачи и доставки электронных общений в информационно-телекоммуникационной сети. Оператор связи не создает информацию и не распоряжается сведениями, находящимися в распоряжении владельца сайта. Но он оказывает услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а в случаях, предусмотренных Законом «Об информации» он обязан ограничивать доступ к незаконно размещенной информации (п.7 ст. 15.2) либо возобновлять доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет» (и. 6 ст.15.3 и др.).

В соответствии со ст. 2 Закона «Об информации» провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет». Такие услуги предоставляют организации, которые располагают специализированными техническими (серверным оборудованием) и технологическими (программным обеспечением) возможностями размещать, хранить, обновлять и использовать информацию, предназначенную для распространения в сети «Интернет».

Оператор связи и провайдер хостинга по своему главному признаку (предоставление услуги) похожи, хотя их деятельность имеет различие в содержании осуществляемых функциях.

Функции провайдера хостинга в отличие от функций оператора связи заключаются в обеспечении технологической поддержки и сопровождения сайтов (страниц) в сети «Интернет». Владельцы сайтов заключают соглашения с ними только для реализации права на распространение информации. Такие организации обладают техническими и технологическими мощностями, необходимыми для обеспечения круглосуточного функционирования сайтов (страниц) в сети «Интернет», а также устойчивой обработки запросов пользователей к информации, размещаемых на таких сайтах. Провайдеры хостинга обычно создают собственные дата-центры по обработке, хранению и обеспечению доступа к информации на сайте Интернет. Функции оператора связи и провайдера хостинга могут быть совмещены в одной организации в тех случаях, когда крупные компании (например, Ростелеком, МТС и др.), обладают сетевыми ресурсами (каналами связи) для передачи данных и одновременно имеют мощные дата-центры.

Провайдер хостинга как и оператор связи не создает информацию (сведения) и не распоряжается ею. Но он оказывает услуги по предоставлению возможностей доступа к сведениям, находящимся в распоряжении владельца сайта (страницы) в сети «Интернет». Так же, как и оператор связи, в предусмотренных Законом «Об информации» случаях он обязан ограничивать доступ к сайту в сети «Интернет» (п. 8 ст. 15.1), либо к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных (п.7 ст. 15.5).

В соответствии со ст. 10.1 Закона «Об информации» организатор распространения информации в сети «Интернет» - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, хранения, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет». Таким лицом может быть российское юридическое лицо, гражданин Российской Федерации, индивидуальный предприниматель, иностранная организация и иностранный гражданин.

Как видим, законом определены функции, характеризующие этого субъекта распространения информации в сети «Интернет»: он призван обеспечить функционирование информационных систем и программ

ЭВМ, предназначенных для приема, передачи, хранения, доставки и (или) обработки электронных сообщений в сети «Интернет».

Здесь организующая его роль сводится не только к обеспечению устойчивой работы сетевой технологической системы и безадресной обработки и трансляции (передачи) электронных сообщений пользователей сети «Интернет», но и хранению голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, информации об этих пользователях и предоставлению ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность (ОРД) или обеспечение безопасности Российской Федерации.

Отсюда вытекают специфические функции организатора распространения информации в сети «Интернет» по хранению получаемой и передаваемой информации и сведений о пользователях такой информации, а также её предоставлению уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ.

В соответствии с п.п. 2,3,4 ст. 10.1 Закона «Об информации» для реализации названных функций организатор распространения информации в сети «Интернет» наделен обязанностями:

уведомлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), о начале осуществления своей деятельности;

хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий;

предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами;

обеспечивать реализацию установленных Роскомнадзором по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности РФ, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач;

принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения мероприятий органами, осуществляющими ОРД или обеспечение безопасности РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.07.2014 № 759 определены Правила хранения информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях, предоставления ее - уполномоченным органам (уполномоченным государственным органам, осуществляющим ОРД или обеспечение безопасности РФ).

В соответствии с п. 12 названного Постановления Правительства РФ организатор распространения информации в сети «Интернет» обеспечивает хранение и предоставление голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» уполномоченным органам в отношении:

  • ? зарегистрировавшихся с использованием сетевых адресов как используемые на территории РФ;
  • ? авторизовавшихся с использованием сетевых адресов как используемые на территории Российской Федерации;
  • ? указавших при регистрации документ, удостоверяющий личность, выданный органом государственной власти РФ (основной документ или иной документ, удостоверяющий личность);
  • ? использующих для доступа к коммуникационному интернет- сервису устройства и (или) программы для ЭВМ, передающие коммуникационному интернет-сервису географические данные (метаданные), указывающие на нахождение (в том числе временное) пользователя на территории РФ;
  • ? указавших при регистрации в качестве контактной информации телефонные номера, выделенные российскими операторами связи при заключении с абонентом договора об оказании услуг связи. 1

В настоящее время распространение в сети «Интернет» получили поисковые системы - информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющие пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам (ст. 2 Закона «Об информации»).

Закон «Об информации» не относит к ним информационные системы, используемые для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами.

Существуют различные поисковые системы в сети «Интернет». Наиболее популярные поисковые системы имеют глобальный характер: Googl, Yandex, Rambler, Yahoo!, MNS и др. Функционирование таких систем обеспечивает оператор поисковой системы

Поиск информации в сети «Интернет» в таких системах осуществляется по запросу пользователя с помощью указателя ключевых слов, которые обычно заносятся в специальное диалоговое окно. При этом поисковая система с помощью встроенных семантических элементов извлекает из подходящих информационных ресурсов (баз данных и каталогов) и генерирует множество страниц с указателями адресов, наиболее адекватных по смыслу и соответствующих (релевантных) запросу. Как правило, первые страницы таких адресов формируются в наибольшей степени релевантных запросу.

Большинство поисковых систем создаются с рекламной целью, чтобы привлечь внимание потребителей из числа пользователей сети «Интернет» к рекламируемой продукции (товарам и услугам).

Поэтому в соответствии со ст. 10.3 Закона «Об информации» оператор поисковой системы, распространяющий в сети «Интернет» рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, обязан по требованию гражданина (заявителя) прекратить выдачу сведений об указателе страницы сайта в сети «Интернет» (ссылке), позволяющих получить доступ к информации:

  • ? о заявителе, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации, являющейся недостоверной;
  • ? неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли;
  • ? о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.

В течение десяти рабочих дней с момента получения требования заявителя оператор поисковой системы обязан прекратить выдачу ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя, содержащих имя и (или) фамилию заявителя, уведомить об этом заявителя или направить заявителю мотивированный отказ.

Заявитель, считающий отказ оператора поисковой системы необоснованным, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении выдачи ссылок на информацию, указанную в требовании заявителя.

Оператор поисковой системы обязан не раскрывать информацию

  • 0 факте обращения к нему заявителя с требованием, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  • 3. Пользователи как субъекты правоотношений, возникающих по поводу эксплуатации и использования информационно-телекоммуникационной сети, не имеют особых специфических статусных особенностей.

Все пользователя сети «Интернет» имеют похожие для этого типа субъектов функциональные потребительские признаки пользователя разных видов информации либо получателя информационных услуг. Причем, видовые функции и интересы пользователя (получателя) не имеют решающего значения. Главный отличительный его признак отражает информационную потребность (интерес) лица, поэтому именно этот признак играет главную роль среди всех других видовых функциональных признаков. Пользователями являются субъекты информационного права, которые удовлетворяют свои информационные потребности путем поиска и получения информации, получения услуг связи, получения публичной (государственной или муниципальной) услуги в электронной форме и др.

К пользователям, например, относятся заявители публичных услуг, получаемых с помощью сети «Интернет» - физические или юридические лица либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в иные организации (например, в МФЦ) с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.

В соответствии со ст. 1 Закона «О доступе к официальной информации» пользователь информацией - «гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом»

В соответствии со ст. 2 Закона «О связи» «абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации» .

  • Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 746 «Об утверждении Правилуведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществлениядеятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или)программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщенийпользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также ведения реестра указанных организаторов» // СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4519.
  • СЗ РФ. 2009. № 7 ст. 776.
  • СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

Исследование правовой сущности Интернета, правовой культуры личности и их взаимодействия является необходимой предпосылкой для анализа особенностей формирования правовой культуры личности в условиях становления информационного общества.
Интернет как глобальное информационное пространство «не признает» государственных границ и является не только эффективнейшим средством доступа к информационным ресурсам, накопленным человечеством, но и становится средством распространения массовой информации. Функционирование сети является мощным фактором развития и использования передовых технологий. С другой стороны, с использованием сети Интернет связаны: возможность бесконтрольного распространения вредной информации, проникновения в системы управления, нарушения прав человека, что, несомненно, требует особого внимания к вопросам информационной защиты. Бурное развитие Интернета в цивилизованном мире опережает процесс создания и совершенствования нормативных правовых актов, необходимых для регулирования возникающих проблем. По мере развития Интернета за последние годы правовые проблемы сети становятся все более актуальными на фоне заметной трансформации в мире подходов к их урегулированию: от упора на саморегуляцию — к жесткой правовой регламентации. В нашей стране уже в конце 1996 г. как отклик на большое внимание широкой общественности, органов государственной власти и управления, деловых людей к правовым проблемам сети Интернет в России состоялись парламентские слушания, проведенные комитетами Государственной Думы по безопасности и по информационной политике и связи. Основные проблемы, требующие законодательного урегулирования в России в связи с развитием сети Интернет, практически не отличаются от таковых в других развитых странах мира: 1) обеспечение свободного подключения к Интернету и обмена информацией в сети; 2) правовая охрана авторских прав и иных объектов интеллектуальной собственности; 3) защита персональных данных, в частности тех данных, которые собираются в процессе деятельности операторов сети (в том числе адреса, телефоны и другие персональные данные подписчиков или покупателей в системе «электронной коммерции»); 4) подключение государственных органов к Интернету и обеспечение граждан информацией о деятельности этих органов; 5) предотвращение распространения оскорбительной и непристойной информации, призывов к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни и т.п.; 6) электронный документооборот, электронная подпись, подтверждение подлинности информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации; 7) электронная коммерция; 8) информационная безопасность: компьютерные вирусы, несанкционированный доступ к информации, взлом серверов и сетей, разрушение и подмена информации; 9) применение средств криптозащиты; 10) юрисдикция: законодательство какого государства необходимо применять для урегулирования действий, совершаемых в сети. Анализ действующего российского законодательства показывает, что вопросы правового регулирования, связанные с функционированием и развитием системы Интернет в России, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства РФ. Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая.

Интернет, будучи сетью для передачи информации, является средой обитания информационного общества, органично сплавляясь с общими тенденциями информатизации различных сторон общественной жизни. Большинство из определений информации имеют нечто общее. В частности, они предполагают существование по крайней мере четырех компонентов:
Клименко С., Уразметов В. Интернет: среда обитания информационного общества. Протвино, 1995. С. 17 — 22.
1) процесса познания чего-либо, о чем передается информация;

2) передающего информацию;
3) воспринимающего информацию;
4) самой информации.
Исходя из изложенного выше информация, передаваемая через Интернет, представляет собой сведения об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, представленные в форме, позволяющей провести расшифровку закодированных данных (данные находятся в двоичном виде и не нуждаются в преобразовании, как, например, при сканировании изображения либо при оцифровке звука) .
Петровский С.В. Правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 24.
Таким образом, Интернет как информационно-телекоммуникационная сеть — это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку).
Интернет с технической точки зрения представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения более десяти тысяч пятисот телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.
В соответствии с п. 3 и 4 ст. 2 Закона об информации информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств; информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
На территории Российской Федерации использование информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В процессе правового регулирования Интернета возникают новые предметы отношений:
— сайт — совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных тематически, связанных ссылками навигационно и физически находящихся на веб-сервере локальной сети или Интернета по одному адресу (доменному имени);
— веб-страница — электронный документ, выполненный на основе языка гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language) и входящий как единица представления информации в состав набора страниц с взаимными гиперссылками — веб-сайт в локальной сети или Интернете;
— домен — каждому компьютеру, подключенному к сети Интернет, выделяется уникальный идентификационный номер, называемый IP-адресом. IP означает Internet Protocol, т.е. протокол, посредством которого происходит взаимодействие компьютеров в сети Интернет. IP-адрес представляет собой последовательность из четырех чисел, разделенных точками, и выглядит следующим образом: 82.116.44.1. Представленный в таком виде IP-адрес сложен для запоминания человеком. В связи с этим для удобства запоминания и восприятия была создана доменная система имен (Domain name System — DNS). С помощью данной системы стало возможным сопоставить каждому IP-адресу уникальное символьное имя, называемое доменным именем;
электронная почта — разновидность электросвязи, осуществляемая посредством интернет- технологий.